Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ИНТЕРНЕТ - АДДИКЦИЯ

Опубликовано 04.06.2018

ИНТЕРНЕТ - АДДИКЦИЯ

 

         Интернет-пространство, так же как и все, что нас окружает, может быть как полезным, так и вредным. Из полезных вещей в Интернете: во-первых, большое количество информации обо всем на свете. Не надо ходить в библиотеку, искать энциклопедии, если ты хочешь подробнее разобраться в том или ином вопросе. Можно просто найти в Интернете соответствующие книги, статьи, выдержки из энциклопедий. Во-вторых, Интернет облегчает общение между людьми, как в пространственном, так и в психологическом плане. Т.е. мы можем сейчас уже спокойно переписываться и даже теперь уже видеть и разговаривать с собеседником, который находится на другом конце земного шара. Можем делать это легко и бесплатно, в неограниченных количествах. В психологическом плане Интернет облегчает коммуникацию в том смысле, что снимает барьеры общения. Кроме того, в Интернете многие люди получили возможность реализовать себя.

          Обычно, подростковой Интернет - зависимостью  является общение в социальных сетях и времяпровождение в ролевых онлайн-играх.

 Настоящей угрозы от таких информационно-развлекательных ресурсов не исходит до тех пор, пока ребёнок не станет заменять ими реальное общение. Часами, ведя переписку, большинство школьников теряют навыки коммуникативного общения, которыми обычно пользуются в жизни. Смайлики заменяют проявления улыбки и настоящих эмоций. Навыки живого общения люди могут отработать только в реальной жизни, а социальные сети и активная виртуальная жизнь ставят ребенка в ситуацию, когда эти навыки не используются, и, как следствие, не развиваются и атрофируются. Проблемы социализации, неумение общаться с взрослыми и сверстниками, отсутствие реальных друзей при частом посещении странички в социальной сети никуда не исчезают, а просто становятся менее заметными для ребенка. При неблагоприятном стечении обстоятельств может сформироваться социофобическая, не приспособленная к реальной жизни личность.

         Постоянное сидение у экрана компьютера зачастую приводит к возникновению физических проблем. Общаясь в социальных сетях и сетевых играх, ребенок перестает встречаться с друзьями, выходить из дома, начинает вести малоподвижный образ жизни, редко бывает на свежем воздухе. Такое положение вещей приводит к ухудшению зрения, быстрой утомляемости, возникновению проблем с ЖКТ, а также к нарушению опорно-двигательного аппарата.

       Игровые  аддикты испытывают устойчивую потребность в игре. Аддикты постоянно находятся в состоянии сниженного настроения в реальном мире, что подтверждается высокой тревожностью и депрессией. Что происходит с ними во время игры объективно выявить сложно, так как любое отвлечение от игры – это выход из виртуальной реальности. В процессе игры их настроение существенно улучшается, присутствуют положительные эмоции. Положительные эмоции, сопровождающиеся подъемом настроения, Но после игры, т.е. после выхода из виртуального мира настроение снова ухудшается, быстро возвращаясь на исходный уровень, оставаясь на нем до следующего «вхождения» в виртуальный мир. Большинство аддиктов – люди, имеющие ряд семейных проблем, проблемы на работе, учебе. Поэтому для игрового аддикта реальный мир скучен, неинтересен и полон опасностей. Вследствие этого человек пытается жить в другом мире – виртуальном, где все дозволено, где он устанавливает правила игры.  Логично предположить, что выход из виртуальной реальности болезненен для аддикта – он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение ухудшения самочувствия.

         Влияние Интернета распространяется также на отношение к учебе. Сегодня в Интернете легко скачать рефераты на различную тематику. Довольно часто, распечатав очередной реферат, дети не проявляют даже интерес к его содержимому. А также помимо рефератов, в Интернете можно найти решения к задачам из стандартных учебников по математике, химии, физике и другим предметам, преподаваемым в школе. Постоянно списывая решенные задачи, ребенок перестает учиться и развиваться. Что в дальнейшем мешает ему самостоятельно решать задачи не только на школьных уроках, но и в жизни.           

      Социальные сети оказывают заметное негативное влияние на формирование речидетей. Конечно, выучить и узнать значения нехороших слов дети могут и в реальной жизни, и, возможно, это не самая большая беда. Но свободное употребление ненормативной лексики в статьях, комментариях и объявлениях пользователями социальных сетей могут сформировать у ребенка подсознательное убеждение, что такая манера общения социально приемлема.

    Современное поколение детей 10-12 лет практически выросло со смартфоном в руках, ведь первые телефоны с играми и приложениями появилось, когда им было 5-6 лет. Технику освоили быстро, а дальше со многими произошло то, что специалисты называют «зависанием». Многие родители «откупаются» от детей смартфонами вместо личного участия в их жизни. Смартфон – это иллюзия, которая долго удерживает внимание, ребенку кажется, что он меняет вид деятельности, переходя из одного положения в другое, на самом деле процесс не меняется, только теряется ощущение времени и нет чувства усталости. Все это грозит эмоциональной перегрузкой, ведь мир в компьютерном мире виртуальный, но эмоции  ребенка – реальные.

        Нужно ли запрещать детям  ходить в Интернет? Запретить ребенку заходить туда вообще, значит лишить его важной части современной жизни. С какого возраста можно разрешать своим детям пользоваться Интернетом? Похоже, принятие этого решения зависит от родительской позиции. Есть родители, которые адаптируют мир под ребенка.

А есть те, кто адаптируют ребенка под мир. Если мы пытаемся создать для ребенка «тепличные» условия, оградить его от опасностей путем лишь ограничения его передвижений, общения, введения цензуры и т.д., то мы пытаемся адаптировать мир под ребенка. Вернее сказать, строим для него особенный мир. Но ведь невозможно все проконтролировать и рано или поздно ребенок столкнется с миром реальным. А как ему себя в этом мире вести, у него представления и способностей нет. Вот тогда и может случиться какая-либо неприятность. Поэтому с точки зрения детской психологии самое главное, чтобы ребенок обладал некими внутренними качествами, с помощью которых он сможет получать пользу в Интернете и избегать вреда и опасностей. А также у детей, безусловно, должен быть опыт пребывания в Интернете и навыки поиска нужной информации, навыки общения там, иначе он не будет полноценным членом современного общества.  Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы безопасно пользоваться Интернетом и получать от него пользу?  Во-первых, это определенное развитие интеллекта. Чтобы ребенок понимал, как там все устроено, где и что искать, умел писать и читать. Во-вторых, ребенок должен обладать определенным уровнем развития моральных качеств и нравственности. Он должен понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.  В-третьих, ребенок должен обладать способностью к контролю над своими желаниями и импульсами для того, чтобы мог сказать себе «стоп», не сидеть в Интернете бесконечно. Жесткое ограничение для подростка может вызвать обратную реакцию или протест.  
           Новое поколение и будущее стоит за современными технологиями, к чему приведет такая всемирная глобализация компьютерных технологий и интернета еще не известно. Эта проблема в нашем современном обществе не решена, а наоборот, развивается очень быстрыми темпами. Часто в этом виновны сами родители, окружение, школа. Дети, обладающие высокими потребностями, ищут пути достижения своих целей, но, не найдя их замыкаются в себе и утешают себя с помощью алкоголя, наркотиков, компьютера и др. вредных привычек. Такие дети склонны приписывать ответственность за неприятные события другим людям или считать их результатом невезения.

Поток информации, который получают школьники и то образование,  которое невольно попадает к ним  невозможно контролировать. Полностью оградить и ограничить ребенка от доступа к компьютеру и интернету будет не правильным и ребенок этого попросту не поймет. Симптомы Интернет - зависимости у детей вырастают нередко из родительского отношения.  Более 65% родителей разрешают своим детям свободно пользоваться Интернетом. Испуг, протест  и чувство глубокого внутреннего одиночества приводят в виртуальный мир чудес, где любой может представить себя богом, где забываются семейные, учебные и рабочие проблемы, гасятся страхи, связанные с глубокими  личными переживаниями. 
       За проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются другие психические отклонения. Интернет-зависимость не считается официальным диагнозом и часто является симптомом других серьезных проблем (например, депрессия, трудности в общении и т.д.).

       Теперь главное, что нужно делать родителям, - создать реальную обстановку, способную вызвать те же эмоции, что и виртуальная игра. Без Интернета сейчас нельзя представить себе полноценное существование современного общества, поэтому нужно искать альтернативу решению сложившейся проблеме Интернет - зависимости  у детей.